Монтаж кабельных линий

Монтаж кабельных линий выполняют в две стадии: сначала внутри зданий
   и сооружений устанавливают опорные конструкции для прокладки кабелей
   (работы ведут по совмещенному графику строительно-монтажных
   организаций); затем прокладывают кабели и подключают их к выводам
   электрооборудования (работы ведут после завершения комплекса
   строительных и отделочных работ при условии передачи объекта под
   монтаж по акту).
  
   В монтажную зону кабели доставляют в заводских упаковках или на
   инвентарных барабанах. В местах хранения кабели погружают: мостовыми
   кранами, кран-балками, тельферами или автомобильными кранами,
   автопогрузчиками и другими грузоподъемными устройствами. В качестве
   грузозахватных приспособлений применяют унифицированные гибкие
   стропы из стальных канатов с захватами, траверсами и стальные оси.
  
   Перевозку кабелей осуществляют на транспортерах ТКБ-6, ТКБ-10
   грузоподъемностью соответственно 6 и 10 т. Транспортер ТКБ-6
   перемещают автомобилем, а ТКБ-10 — трактором Т-150.
  
   После удаления обшивки с барабана состояние наружных витков
   оценивают в зависимости от конструктивного исполнения оболочек и
   защитных покровов. Частыми дефектами кабелей бывают: подтеки
   пропитывающего состава, просветы в наружном покрове из кабельной
   пряжи; проколы, раковины и разрывы пластмассового защитного шланга;
   обрывы, смещения, зазоры между витками бронелент; раковины и трещины
   в свинцовых и алюминиевых оболочках и др.
  
   Процесс прокладки кабеля состоит из следующих операций: установки
   барабана с кабелем, подъема барабана домкратами, снятия обшивки с
   барабана, раскатки кабеля равномерным вращением барабана и протяжкой
   кабеля вдоль трассы в проектное положение.
  
   Раскатку кабеля выполняют ручным или механизированным способом. При
   ручной раскатке тяжение кабеля осуществляют
   рабочие-электромонтажники, расставленные таким образом, чтобы на
   каждого из них приходилась нагрузка не более 0,35 кН. Кабель
   раскатывают вручную при отсутствии или нецелесообразности применения
   средств механизации (короткие участки трасс при небольшом числе
   кабелей). Для облегчения труда электромонтажников используют
   линейные и угловые ролики.
  
   При прокладке кабелей в траншеях с движущихся транспортных средств
   (кабельный транспортер, кран-трубоукладчик, специальная тележка)
   раскатку кабеля производят со скоростью до 3 км/ч, регулируя
   вращение барабана тормозом. При механизированной прокладке кабеля
   тяжение контролируют динамометром.
  
   Барабан на домкрате приподнимают над основанием на 15… 20 см для
   свободного вращения вокруг оси.
  
   На сложных трассах с многими поворотами и резкими перепадами
   высотных отметок тяжения кабеля используют универсальный
   индивидуальный привод ПИК-4У. Если длина трассы не превышает 180 м и
   имеет один угол поворота, используют один привод, при длине трассы
   200…300 м с поворотами применяют два привода, а при длине трассы
   500 м с поворотами — три-четыре привода. Кабели напряжением до 1000
   В защищают там, где возможны механические повреждения: в местах
   частых раскопок, в местах перехода через улицы, дороги, вдоль
   проезжей части.
  
   При прокладке кабелей в блоках до начала работ очищают каналы блока
   от цементного раствора и строительного мусора протяжкой контрольного
   цилиндра, соединенного с тремя ершами. Устройство легко проходит в
   чистых и исправных каналах, без стуков и задержек. Цементную пыль,
   оставшуюся после протягивания устройства через каналы, удаляют
   сжатым воздухом от компрессора.
  
   Минимальный диаметр блоков принимается равным 1,5-кратному наружному
   диаметру кабелей, но не менее 90 мм. Внутренний диаметр
   асбестоцементных труб, предназначенных для прокладки многожильных
   кабелей, принимают равным 1,5-кратному диаметру кабелей. Наименьший
   допустимый диаметр труб 50 мм при длине их до 5 м и 100 мм — при
   большей длине.
  
   При прокладке кабелей в блоке необходимо обеспечить полную
   водонепроницаемость трубопровода. Для этого проводят следующие
   мероприятия:
  
   после монтажа испытывают трубопровод давлением воздуха или воды;
  
   герметизирующие уплотнения устраивают в местах выхода кабеля из
   трубопровода (заполнение пряжей с битумом и т.п.).
  
   Для прокладки в блоках и трубах применяют специальные
   небронированные кабели марки СГТ или АСГТ. На участках длиной не
   более 50 м, например в случаях перехода кабелей из траншеи в блок,
   применяют бронированные кабели со снятым верхним джутовым покровом.
   При этом броню промывают бензином и после красят асфальтовым лаком.
  
   Предельно допустимое усилие тяжения за жилы на протягивание 100 м
   кабеля через блочную канализацию приведено в табл. 7.12.
  
   Для уменьшения усилий тяжения при протягивании кабеля его покрывают
   смазкой, не содержащей веществ, вредно действующих на оболочку
   кабеля (тавот, солидол).
  
   При прокладке небронированных кабелей с пластмассовой оболочкой
   предельно допустимые усилия тяжения принимают с поправочными
   коэффициентами для жил: медных — 0,7; из твердого алюминия — 0,5; из
   мягкого алюминия — 0,25.
  
   Конец кабеля, отрезанный у барабана и опущенный в колодец, должен
   быть запаян. По обеим сторонам соединительных муфт (на расстоянии 1
   м от муфты) концы кабеля закрепляют на опорных конструкциях колодца.
   В местах сближения кабелей на расстояние меньше допустимого на
   кабели необходимо надевать нарезанные из асбестоцементных труб
   кольца с вырезом вдоль оси щелей, равных по ширине 1,1 диаметра
   кабеля.
  
   При прокладке кабелей в туннелях и каналах сначала готовят трассу.
   Для этого проверяют соответствие проекту строительной части,
   вентиляции, пожарной сигнализации, наличие огнестойких перегородок.
   Далее устанавливают сборные кабельные конструкции, стойки которых
   приваривают к закладным элементам стеновых панелей. В местах спуска
   кабеля из вентиляционной шахты в туннель и на углах поворота
   размещают универсальные обводные устройства. По роликам раскатывают
   кабель, используя лебедку, транспортер или специальный автомобиль.
   Затем укладывают кабельные опорные конструкции с запасом 2 % и
   закрепляют кабель в конечных точках трассы, а также на изгибах,
   концевых заделках и у соединительных муфт.
  
   Кабели к электродвигателям взаиморезервируемых пожарных насосов
   прокладывают по разным трассам.
  
   Кабельные туннели, помещения, этажи должны быть разделены
   перегородками на отсеки, длина которых определяется технологией
   тушения пожаров, но не более 150 м.
  
   Кабельные эстакады и галереи должны быть отделены от кабельных
   туннелей, полуэтажей и других помещений несгораемыми перегородками,
   иметь перекрытия вверху и внизу, а также входные двери.
  
   Кабели в кабельных сооружениях прокладывают таким образом, чтобы
   были обеспечены проходы для их монтажа, ремонта и замены (в том
   числе в местах входа и выхода кабелей). Пересечения кабелей должны
   происходить в разных плоскостях.
  
   На эстакадах, в галереях при проверке строительной готовности
   сборных кабельных конструкций (СКК) их закрепляют шпильками. Крепить
   СКК можно также болтами или приваркой к закладным элементам. Для
   открытой прокладки кабелей способом «непрерывная нить» применяют
   специальное приспособление.
  
   После прокладки кабелей их отсоединяют от тяговых канатов и
   укладывают на полки кабельных конструкций, на лотки или в короба,
   обеспечивая необходимые нормируемые расстояния между кабелями в
   горизонтальной и вертикальной плоскостях.
  
   Затем заземляют конструктивные элементы кабельной линии:
   металлические кабельные конструкции, корпуса кабельных муфт и
   оболочки, броню силовых и контрольных кабелей; присоединяют стальные
   трубы к контуру заземления полосовой сталью сечением не менее 100
   мм2 или медными проводниками сечением 6 мм2 для кабелей с жилами до
   10 мм2 и сечением 25 мм2 — для кабелей с жилами 150…240 мм2.
  
   Проложенные кабели, муфты и заделки маркируют, размещая на них бирки
   прямоугольной, круглой или треугольной формы. Кабельные линии
   напряжением до 1000 В испытывают мегомметром напряжением 500… 2500
   В в течение 1 мин. Сопротивление изоляции не нормируется, но в
   исправном кабеле оно должно быть не менее 0,5 МОм.
  
   Кабели в холодное время года прокладывают без предварительного
   подогрева, если температура воздуха в течение 24 ч до начала работ
   не была ниже:
  
   0 °С — для силовых бронированных и небронированных кабелей с
   бумажной изоляцией (низкой, нестекающей и обедненно пропитанной) в
   свинцовой или алюминиевой оболочке;
  
   -7 °С — для контрольных и силовых кабелей напряжением до 35 кВ с
   пластмассовой или резиновой изоляцией и оболочкой с волокнистыми
   материалами в защитном покрове, а также с броней из стальных лент
   или проволок;
  
   -15 °С — для контрольных и силовых кабелей напряжением до 10 кВ с
   поливинилхлоридной или резиновой изоляцией и оболочкой без
   волокнистых материалов в защитном покрове, а также с броней из
   профилированной стальной оцинкованной ленты;
  
   -20 °С — для небронированных контрольных и силовых кабелей с
   полиэтиленовой изоляцией и оболочкой без волокнистых материалов в
   защитном покрове, а также с резиновой изоляцией в свинцовой
   оболочке.
  
   Подогрев кабелей перед прокладкой производят внутри стационарных или
   передвижных помещений, а прокладку выполняют:
  
   при температуре от 0 до —10 °С в течение не более 1 ч, от —10 до —20
   °С — не более 40 мин, от —20 °С и ниже — не более 30 мин.
  
   Небронированные кабели с алюминиевой оболочкой в поливинилхлоридной
   трубе, даже предварительно подогретые, не допускается прокладывать
   при температуре окружающего воздуха ниже —20 °С. При температуре
   окружающего воздуха ниже —40 °С прокладка кабелей всех марок не
   допускается.
  
   При температуре прокладки ниже —20 °С кабели в течение всего периода
   раскатки прогревают. Электропитание для прогрева подводят к
   наружному концу кабеля, укладываемому в начале трассы и
   закрепляемому в непосредственной близости от источника подогрева
   (при этом прокладку кабеля осуществляют с барабана, перемещаемого
   вдоль трассы).